3. Поурочное планирование

3.1. 9 класс

Тема 4. Ядерные взаимодействия

Урок 60. Биологическое действие радиации

Длительность:  1 учебный час

Цели урока:

-        рассказать о проникающей способности α-, β- и γ-излучения;

-        рассказать о способах защиты от радиоактивного излучения;

-        рассказать, чем занимается раздел науки, называемый радиобиология;

-        объяснить принцип действия счетчика Гейгера — Мюллера;

-        объяснить что такое поглощенная доза излучения и ее единицы;

-        показать прибор для измерения излучения;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     Радиоактивное излучение в нашей жизни

-     Счетчик Гейгера — Мюллера

-     Дозиметр

-     Рентгеновский снимок раковины

Модели:

-     Сравнение проникающей способности различных видов радиоактивного излучения

-     Воздействие радиоактивного излучения

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 4. Ядерные взаимодействия / 4.8. Биологическое действие радиации). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-7 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) Известно, что, чем больше плотность среды, тем большее сопротивление она оказывает движущейся в ней частице. Почему же слой свинца меньше задерживает поток нейтронов, чем такой же слой парафина?

Ответ: Свинец состоит из тяжелых атомов, парафин же — из легких (углерод и водород). При столкновении нейтрона с тяжелым атомом он отскакивает от него, как мячик от стенки, сохраняя величину своей скорости. При столкновении же с равным по массе атомом водорода нейтрон передает ему почти всю свою энергию (как при ударе биллиардных шаров).