3. Поурочное планирование

3.1. 9 класс

Тема 4. Ядерные взаимодействия

Урок 59. Цепная реакция и ядерная энергетика

Длительность:  1 учебный час

Цели урока:

-        объяснить, как происходит процесс деления ядер урана

-        объяснить, при каких условиях возможна цепная ядерная реакция;

-        дать понятие критической массы;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     Отто Ган

-     Фриц Штрассман

-     Схема цепной ядерной реакции

-     Флеров Г.Н.

-     Петржак К.А.

-     Схема управляемой цепной реакции

-     Принцип работы замедлителя

-     Курчатов И.В.

-     Ферми Э.

Модели:

-     Деление ядра урана

-     Сравнение ядерной энергии и энергии в химических процессах

-     Схема работы атомной электростанции

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 4. Ядерные взаимодействия / 4.7. Цепная реакция и ядерная энергетика). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-11 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) Деление ядер урана-235 наиболее эффективно осуществляется под действием медленных нейтронов. Почему в качестве замедлителей нейтронов используют только  легкие вещества (вода, графит и т.п.), а не такие плотные и тяжелые, как, например, свинец?

Ответ: Взаимодействие нейтрона с тяжелым атомом напоминает взаимодействие упругого шарика со стенкой: шарик отскакивает от нее практически без потери скорости. При взаимодействии же нейтрона с легким атомом потеря энергии нейтроном будет тем больше, чем меньше масса атома.