3. Поурочное планирование

3.1. 9 класс

Тема 4. Ядерные взаимодействия

Урок 58. Дефект массы. Энергия связи

Длительность:  1 учебный час

Цели урока:

-        дать понятие дефекта массы и энергии связи;

-        указать в каких реакциях происходит выделение энергии;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     Альберт Эйнштейн (1879–1955)

-     Зависимость удельной энергии связи от массового числа ядра

-     Термоядерные реакции на Солнце

Модели:

-     Измерение массы нуклонов и ядра

-     Дефект массы ядра гелия

-     Сравнение выхода энергии в химических процессах и процессах превращения ядер

-     Выделение энергии при делении тяжелых ядер

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 4. Ядерные взаимодействия / 4.6. Дефект массы. Энергия связи). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-9 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Результаты тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты / 9 класс / Тема 4. Ядерные взаимодействия / 4.6. Дефект массы. Энергия связи).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) Энергию связи атомных ядер мы должны рассматривать как составную часть внутренней энергии тела. Почему же ее не учитывают, например, при анализе агрегатных превращений

Ответ: Все процессы теплообмена, включая изменение агрегатных состояний вещества, не оказывают никакого влияния на атомные ядра и не изменяют их энергию.