3. Поурочное планирование

3.1. 9 класс

Тема 4. Ядерные взаимодействия

Урок 57. Ядерные силы и ядерные реакции

Длительность:  1 учебный час

Цели урока:

-        рассмотреть фундаментальные взаимодействия в природе;

-        дать понятие ядерных сил;

-        рассмотреть особенности ядерных сил;

-        дать понятие ядерной реакции;

-        показать, как записываются ядерные реакции;

-        показать выполнение законов сохранение зарядового и массового числа при ядерных реакциях;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     Типы взаимодействий в природе

-     Гравитационное взаимодействие

-     Электромагнитное взаимодействие

-     Силы электромагнитного взаимодействия

-     Сравнение сил гравитационного и электромагнитного взаимодействий

-     Ядерные силы

-     Поведение ядерных сил от расстояния

-     Зарядовая независимость ядерных сил

Модели:

-     Открытие протона

-     Ядерная реакция по получению протона

-     Открытие нейтрона

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 4. Ядерные взаимодействия / 4.5. Ядерные силы и ядерные реакции). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-11 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Результаты тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты / 9 класс / Тема 4. Ядерные взаимодействия / 4.5. Ядерные силы и ядерные реакции).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) Как известно, ядерные силы играют основную роль при образовании атомных ядер, объединяя в единое целое протоны и нейтроны. Почему же тогда не существуют ядра с произвольными значениями зарядового и массового чисел?

Ответ: Для ядер с большими значениями зарядового числа все более существенную роль начинают играть силы кулоновского отталкивания между протонами. Это приводит к неустойчивости ядер с большими значениями Z.