Длительность: 1 учебный час
Цели урока:
-
рассмотреть, в каких средах может
распространяться звук;
-
установить, какую волну представляет
собой звук;
-
дать понятие скорости распространения
звука;
-
рассказать, как определить скорость
звука;
-
проверить усвоение изученного материала.
Работа учителя со всем
классом
На
мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель
может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия
соответствующего урока:
Рисунки:
-
Распространение
звука в твердых телах
-
Звуковые волны
-
Скорость
распространения звука
Модели:
-
Звук не
распространяется через вакуум
Таблицы:
-
Скорость звука в
различных средах (при 0° С)
Самостоятельная работа
учеников
Ученики обращаются к соответствующему уроку
электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 2.
Механические колебания и волны. Звук/ 2.8. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука). Им дается время на самостоятельный просмотр
пройденного материала (слайды 1-6 ЭП). После чего учащимся предлагается
ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты
(вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).
Результаты тестов ученики могут посмотреть,
обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты /9
класс / Тема 2. Механические колебания и волны.
Звук/ 2.8. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость
звука).
Работа учителя со всем
классом
Этап
подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения
тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.
Задание на дом
1)
Можно ли, еще не видя далекого поезда, узнать о его приближении?
Ответ:
Да, можно. Для этого нужно приложить ухо к рельсу.
2)
Когда наблюдатель воспринимает по звуку, что самолет находится в зените, он
видит его под углом α = 60° к горизонту. С какой
скоростью летит самолет? Скорость звука v
= 340 м/с.
Ответ:
Скорость самолета vс
= ≈