Длительность: 1 учебный час
Цели урока:
-
рассмотреть, какие тела являются
источниками звука;
-
показать, из каких частей состоит
камертон;
-
рассказать, колебания каких частот
способен воспринимать человек;
-
дать понятия ультразвука и инфразвука;
-
проверить усвоение изученного материала.
Работа учителя со всем
классом
На
мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель
может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия
соответствующего урока:
Рисунки:
-
Звуковые явления
-
Источники звука
-
Диапазоны частот,
воспринимаемые различными животными и человеком
Модели:
-
Колебания
камертона
-
Запись колебаний
камертона
Самостоятельная работа учеников
Ученики
обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9
класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.7. Источники звука.
Звуковые колебания). Им дается время на
самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-6 ЭП). После чего
учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В»
ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).
Результаты
тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты»
(Меню / Мои результаты /9 класс / Тема 2. Механические колебания
и волны. Звук/ 2.7. Источники звука. Звуковые колебания).
Работа учителя со всем
классом
Этап
подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения
тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.
Задание на дом
1)
Если ударом возбудить камертон, держа его в руке за ножку, то слышен негромкий,
но медленно ослабевающий звук. Если же при этом прикоснуться нижним концом
ножки к поверхности стола, то звук делается значительно громче. Почему?
Ответ:
Когда ножка камертона касается стола, то возникают вынужденные колебания тела
со значительно большей поверхностью, чем поверхность ветвей самого камертона.
Поэтому излучение усиливается.