3. Поурочное планирование

3.1. 9 класс

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук

Урок 33. Источники звука. Звуковые колебания

Длительность:  1 учебный час

Цели урока:

-        рассмотреть, какие тела являются источниками звука;

-        показать, из каких частей состоит камертон;

-        рассказать, колебания каких частот способен воспринимать человек;

-        дать понятия ультразвука и инфразвука;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     Звуковые явления

-     Источники звука

-     Диапазоны частот, воспринимаемые различными животными и человеком

Модели:

-     Колебания камертона

-     Запись колебаний камертона

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.7. Источники звука. Звуковые колебания). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-6 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Результаты тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты /9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.7. Источники звука. Звуковые колебания).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) Если ударом возбудить камертон, держа его в руке за ножку, то слышен негромкий, но медленно ослабевающий звук. Если же при этом прикоснуться нижним концом ножки к поверхности стола, то звук делается значительно громче. Почему?

Ответ: Когда ножка камертона касается стола, то возникают вынужденные колебания тела со значительно большей поверхностью, чем поверхность ветвей самого камертона. Поэтому излучение усиливается.