Длительность: 1 учебный час
Цели урока:
-
рассмотреть, как волны распространяются
в среде;
-
ввести понятие механической волны;
-
рассмотреть виды волн;
-
проверить усвоение изученного материала.
Работа учителя со всем
классом
На
мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель
может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия
соответствующего урока:
Модели:
-
Волны на воде
-
Волновое движение
в пружине
-
Бегущая волна
-
Упругие бегущие
волны
-
Продольные и
поперечные волны
-
Распространение
продольных (а) и поперечных (б) волн
Самостоятельная работа
учеников
Ученики обращаются к соответствующему уроку
электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 2.
Механические колебания и волны. Звук/ 2.5.
Распространение
колебаний в среде. Продольные и поперечные волны). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала
(слайды 1-7 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для
самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие
закрепить пройденный материал (Контрольный
этап урока).
Результаты тестов ученики могут посмотреть,
обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты /9
класс / Тема 2. Механические колебания и волны.
Звук/ 2.5. Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны).
Работа учителя со всем
классом
Этап
подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения
тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.
Задание на дом
1)
Если возбудить волны на поверхности воды, то поплавок, находящийся на ее
поверхности, будет совершать колебания в вертикальной плоскости. Не
противоречит ли этот опыт утверждению, что в жидкости не могут существовать
поперечные волны?
Ответ:
На самом деле волны на поверхности воды не являются ни поперечными, ни
продольными. Частицы воды в волне движутся при этом по некоторым замкнутым
траекториям.