3. Поурочное планирование

3.1. 9 класс

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук

Урок 30. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

Длительность:  2 учебных часа.

Цели урока:

-        ввести понятие затухающих колебаний;

-        ввести понятие вынужденных колебаний;

-        объяснить, при каких условиях возникает резонанс;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     График зависимости амплитуды вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы

-     Египетский мост в Санкт-Петербурге

Модели:

-     Изменение величин, характеризующих колебательное движение

-     Затухающие колебания

-     Вынужденные колебания

-     Свободные (а) и вынужденные (б) колебания

-     Изменение амплитуды вынужденных колебаний

-     Резонанс

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.4. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-9 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Результаты тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты /9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.4. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) Для  отклонения тяжелых качелей на некоторый угол нужно приложить силу 15 Н. Можно ли добиться указанного отклонения качелей, воздействуя на них силой 1 Н?

Ответ: Это возможно, если воздействовать на качели с частотой, равной собственной частоте колебаний качелей. Такое резонансное раскачивание позволит достигнуть нужного отклонения.