Длительность: 2 учебных часа.
Цели урока:
-
ввести понятие затухающих колебаний;
-
ввести понятие вынужденных колебаний;
-
объяснить, при каких условиях возникает
резонанс;
-
проверить усвоение изученного материала.
Работа учителя со всем
классом
На
мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель
может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия
соответствующего урока:
Рисунки:
-
График
зависимости амплитуды вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы
-
Египетский мост в
Санкт-Петербурге
Модели:
-
Изменение
величин, характеризующих колебательное движение
-
Затухающие
колебания
-
Вынужденные
колебания
-
Свободные (а) и вынужденные (б) колебания
-
Изменение
амплитуды вынужденных колебаний
-
Резонанс
Самостоятельная работа
учеников
Ученики
обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9
класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.4. Затухающие
колебания. Вынужденные колебания. Резонанс). Им дается время на самостоятельный
просмотр пройденного материала (слайды 1-9 ЭП). После чего учащимся
предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и
пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).
Результаты
тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты»
(Меню / Мои результаты /9 класс / Тема 2. Механические колебания
и волны. Звук/ 2.4. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс).
Работа учителя со всем
классом
Этап
подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов,
подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.
Задание на дом
1)
Для отклонения тяжелых качелей на
некоторый угол нужно приложить силу 15 Н. Можно ли добиться указанного
отклонения качелей, воздействуя на них силой 1 Н?
Ответ:
Это возможно, если воздействовать на качели с частотой, равной собственной
частоте колебаний качелей. Такое резонансное раскачивание позволит достигнуть
нужного отклонения.