3. Поурочное планирование

3.1. 9 класс

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук

Урок 29. Гармонические колебания

Длительность:  1 учебный час

Цели урока:

-        ввести понятия гармонических колебаний;

-        установить зависимость смещения тела от времени для гармонических колебаний;

-        рассмотреть графики смещения, скорости, ускорения, кинетической и потенциальной энергий от времени для гармонических колебаний;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     График зависимости смещения от времени

-     Графики смещения, скорости, ускорения, кинетической и потенциальной энергий при гармонических колебаниях

Модели:

-     Изучение гармонических колебаний

-     График колебаний пружинного маятника

-     График колебаний математического маятника

-     Определение координаты колеблющегося тела

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.3. Гармонические колебания). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-7 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Результаты тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты /9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.3. Гармонические колебания).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) Математический маятник состоит из воронки с песком, подвешенной на длинных нитях. Сохранится ли гармоничность колебаний по мере высыпания песка из воронки?

Ответ: Гармоничный характер колебаний сохранится, однако период колебаний будет изменяться (увеличиваться).