Длительность: 1 учебный час
Цели урока:
-
ввести характеристики колебательного
движения — амплитуда, период, частота колебания;
-
дать формулу для вычисления периода
колебаний пружинного и математического маятников;
-
проверить усвоение изученного материала.
Работа учителя со всем
классом
На
мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель
может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия
соответствующего урока:
Рисунки:
-
Период колебаний
математического и пружинного маятников
Модели:
-
Характеристики
колебательного движения
-
Зависимость периода
колебаний от амплитуды
-
Зависимость
периода колебаний от массы маятника
-
Зависимость
периода колебаний от длины нити маятника
-
Исследование
колебаний математического маятника
-
Вычисление
ускорения свободного падения на Луне
Самостоятельная работа
учеников
Ученики обращаются к соответствующему уроку
электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 2.
Механические колебания и волны. Звук/ 2.2. Характеристики
колебательного движения).
Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-8
ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля
(вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить
пройденный материал (Контрольный этап
урока).
Результаты тестов ученики могут посмотреть, обратившись
к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты /9 класс / Тема
2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.2. Характеристики колебательного
движения).
Работа учителя со всем
классом
Этап
подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения
тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.
Задание на дом
1)
Известен период колебаний одного из двух маятников разной длины. Как, не
пользуясь секундомером и линейкой, определить период колебаний другого
маятника?
Ответ:
Оба маятника нужно вывести из положения равновесия и одновременно их отпустить.
А затем дождаться, когда они одновременно вернутся в исходное положение. Если
при этом подсчитать число полных колебаний, совершенных маятниками за это
время, то нетрудно получить искомый результат.