3. Поурочное планирование

3.1. 9 класс

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук

Урок 28. Характеристики колебательного движения

Длительность:  1 учебный час

Цели урока:

-        ввести характеристики колебательного движения — амплитуда, период, частота колебания;

-        дать формулу для вычисления периода колебаний пружинного и математического маятников;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     Период колебаний математического и пружинного маятников

Модели:

-     Характеристики колебательного движения

-     Зависимость периода колебаний от амплитуды

-     Зависимость периода колебаний от массы маятника

-     Зависимость периода колебаний от длины нити маятника

-     Исследование колебаний математического маятника

-     Вычисление ускорения свободного падения на Луне

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.2. Характеристики колебательного движения). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-8 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Результаты тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты /9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.2. Характеристики колебательного движения).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) Известен период колебаний одного из двух маятников разной длины. Как, не пользуясь секундомером и линейкой, определить период колебаний другого маятника?

Ответ: Оба маятника нужно вывести из положения равновесия и одновременно их отпустить. А затем дождаться, когда они одновременно вернутся в исходное положение. Если при этом подсчитать число полных колебаний, совершенных маятниками за это время, то нетрудно получить искомый результат.