Длительность: 1 учебный час
Цели урока:
-
ввести понятия колебательного движения и
колебательной системы;
-
объяснить, что такое свободные
колебания;
-
рассмотреть, какие процессы происходят
при движении математического и пружинного маятников;
-
проверить усвоение изученного материала.
Работа учителя со всем
классом
На
мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель
может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия
соответствующего урока:
Рисунки:
-
Колебательные
движения
Модели:
-
Колебания
пружинного маятника
-
Движение математического
маятника
-
Превращения
энергии в математическом маятнике
Самостоятельная работа
учеников
Ученики
обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9
класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.1. Колебательное движение.
Свободные колебания. Маятники). Им
дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-6 ЭП).
После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля
(вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить
пройденный материал (Контрольный этап
урока).
Результаты
тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню /
Мои результаты /9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны.
Звук/ 2.1. Колебательное движение. Свободные колебания. Маятники).
Работа учителя со всем
классом
Этап
подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения
тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.
Задание на дом
1)
С математическим маятником делают два опыта. Один раз его отклоняют на
некоторую высоту h над положением
равновесия и отпускают. Второй раз его отклоняют на высоту вдвое большую и
также отпускают. Во сколько раз возросла при этом скорость шарика в момент
прохождения им положения равновесия?
Ответ:
Скорость увеличилась в раз.
2)
Описанный выше опыт видоизменяют следующим образом. Шарику из положения
равновесия толчком сообщают некоторую скорость v
и измеряют высоту отклонения маятника над положением равновесия. Затем
начальную скорость шарика увеличивают вдвое. Во сколько раз увеличилась при
этом высота отклонения маятника над нижайшим положением?
Ответ:
Высота увеличилась в 4 раза.