3. Поурочное планирование

3.1. 9 класс

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук

Урок 27. Колебательное движение. Свободные колебания. Маятники

Длительность:  1 учебный час

Цели урока:

-        ввести понятия колебательного движения и колебательной системы;

-        объяснить, что такое свободные колебания;

-        рассмотреть, какие процессы происходят при движении математического и пружинного маятников;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     Колебательные движения

Модели:

-     Колебания пружинного маятника

-     Движение математического маятника

-     Превращения энергии в математическом маятнике

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.1. Колебательное движение. Свободные колебания. Маятники). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-6 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Результаты тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты /9 класс / Тема 2. Механические колебания и волны. Звук/ 2.1. Колебательное движение. Свободные колебания. Маятники).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) С математическим маятником делают два опыта. Один раз его отклоняют на некоторую высоту h над положением равновесия и отпускают. Второй раз его отклоняют на высоту вдвое большую и также отпускают. Во сколько раз возросла при этом скорость шарика в момент прохождения им положения равновесия?

Ответ: Скорость увеличилась в  раз.

2) Описанный выше опыт видоизменяют следующим образом. Шарику из положения равновесия толчком сообщают некоторую скорость v и измеряют высоту отклонения маятника над положением равновесия. Затем начальную скорость шарика увеличивают вдвое. Во сколько раз увеличилась при этом высота отклонения маятника над нижайшим положением?

Ответ: Высота увеличилась в 4 раза.