3. Поурочное планирование

3.1. 7 класс

Тема 5. Работа и мощность. Энергия

Урок 83. Лабораторная работа. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

Длительность:  1 учебный час.

Цели урока:

-        опытным путем показать, что полезная работа с помощью простого механизма (наклонной плоскости) меньше полной.

Описание содержания лабораторных работ

В ходе данного урока предлагается:

-        определить с помощью динамометра вес бруска Р;

-        зафиксировать доску в наклонном положении;

-        положить брусок на доску, прикрепив к нему динамометр;

-        перемещать брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной доске;

-        измерить силу тяги F;

-        измерить линейкой путь S, который проделал брусок, и высоту h;

-        вычислить полезную работу по формуле AП = Ph, а затраченную — по формуле AЗ = FS;

-        определить КПД наклонной плоскости по формуле: ;

-        результаты измерений и вычислений занести в тетрадь.

Описание цели работы, оборудования и хода работы см. Содержание / 7 класс / Тема 5. Работа и мощность. Энергия / 5.15. Лабораторная работа. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости / Слайд 1.

Работа учителя со всем классом

            Учитель с помощью LCD-проектора выводит на демонстрационный экран 1-й слайд соответствующей лабораторной работы и знакомит учеников с целями, оборудованием и ходом проведения лабораторных работ. Затем раздает ученикам соответствующее оборудование. Частично оборудование может быть заранее принесено самими учениками. При проведении данных лабораторных работ желательно, чтобы у всех учеников было одинаковое оборудование для облегчения проверки результатов измерений.

Затем учитель, перейдя к слайду 2 соответствующей лабораторной работы ЭП, демонстрирует подробное выполнение данной лабораторной работы.

В конце лабораторных работ учитель предлагает ученикам сделать выводы на основе наводящих вопросов, приведенных во вкладке «В», которые также можно вывести на проекционный экран.

Самостоятельная работа учеников

            Учащиеся наблюдают пошаговое выполнение лабораторной работы учителем на экране и параллельно с этим выполняют соответствующий натурный эксперимент с оформлением результатов в тетради. Если у учеников нет возможности выполнить натурный эксперимент из-за отсутствия того или иного оборудования, то натурный эксперимент можно заменить выполнением соответствующей виртуальной лабораторной работой. В данном случае результаты выполнения эксперимента могут быть распечатаны на принтере и по необходимости вклеены в тетрадь.

            В конце лабораторных работ ученикам также предлагается сделать самостоятельные выводы на основе наводящих вопросов, которые в случае натурного эксперимента учитель выводит  на проекционный экран, а в случае выполнения виртуальной лабораторной работы учащиеся отвечают на эти вопросы в конце лабораторной работы или при переходе на вкладку «В».

Работа учителя со всем классом

Учитель обсуждает с учениками результаты выполнения экспериментов и отвечает на вопросы.