3. Поурочное планирование

3.1. 7 класс

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов

Урок 68. Лабораторная работа. Выяснение условий плавания тела в жидкости

Длительность:  1 учебный час.

Цели урока:

-        опытным путем выяснить условия, при которых тело плавает, а при которых тонет.

Описание содержания лабораторных работ

В ходе данного урока предлагается:

-        насыпать в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды;

-        определить выталкивающую силу, действующую на пробирку (вычислив объем вытесненной воды и зная ее плотность, вычислить вес воды, вытесненный пробиркой);

-        определить на весах массу сухой пробирки с песком с точностью до грамма и рассчитать силу тяжести, действующую на нее;

-        отметить поведение пробирки в воде (плавает или тонет);

-        досыпать в пробирку еще немного песка, определить выталкивающую силу и силу тяжести, отметить поведение пробирки еще раз;

-        еще раз досыпать немного песка, определить выталкивающую силу и силу тяжести, отметить поведение пробирки еще раз;

-        сделать выводы об условии плавания тела в жидкости.

Описание цели работы, оборудования и хода работы см. Содержание / 7 класс / Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов / 4.24. Лабораторная работа. Выяснение условий плавания тела в жидкости / Слайд 1.

Работа учителя со всем классом

            Учитель с помощью LCD-проектора выводит на демонстрационный экран 1-й слайд соответствующей лабораторной работы и знакомит учеников с целями, оборудованием и ходом проведения лабораторных работ. Затем раздает ученикам соответствующее оборудование. Частично оборудование может быть заранее принесено самими учениками. При проведении данных лабораторных работ желательно, чтобы у всех учеников было одинаковое оборудование для облегчения проверки результатов измерений.

Затем учитель, перейдя к слайду 2 соответствующей лабораторной работы ЭП, демонстрирует подробное выполнение данной лабораторной работы.

В конце лабораторных работ учитель предлагает ученикам сделать выводы на основе наводящих вопросов, приведенных во вкладке «В», которые также можно вывести на проекционный экран.

Самостоятельная работа учеников

            Учащиеся наблюдают пошаговое выполнение лабораторной работы учителем на экране и параллельно с этим выполняют соответствующий натурный эксперимент с оформлением результатов в тетради. Если у учеников нет возможности выполнить натурный эксперимент из-за отсутствия того или иного оборудования, то натурный эксперимент можно заменить выполнением соответствующей виртуальной лабораторной работой. В данном случае результаты выполнения эксперимента могут быть распечатаны на принтере и по необходимости вклеены в тетрадь.

            В конце лабораторных работ ученикам также предлагается сделать самостоятельные выводы на основе наводящих вопросов, которые в случае натурного эксперимента учитель выводит  на проекционный экран, а в случае выполнения виртуальной лабораторной работы учащиеся отвечают на эти вопросы в конце лабораторной работы или при переходе на вкладку «В».

Работа учителя со всем классом

Учитель обсуждает с учениками результаты выполнения экспериментов и отвечает на вопросы.