3. Поурочное планирование

3.1. 7 класс

Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов

Урок 67. Лабораторная работа. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Длительность:  1 учебный час.

Цели урока:

-        опытным путем обнаружить выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

-        научить определять выталкивающую силу.

Описание содержания лабораторных работ

В ходе данного урока предлагается:

-        подвесить к динамометру большой алюминиевый цилиндр и определить его вес в воздухе;

-        опустить муфту с лапкой и динамометром в стакан с водой, пока все тело не окажется под водой;

-        определить вес тела в воде и вычислить выталкивающую силу, действующую на тело;

-        повторить эксперимент с насыщенным раствором соли вместо воды;

-        проделать то же самое с железным и меньшим алюминиевым цилиндром;

-        сделать выводы и записать результаты в тетрадь.

Описание цели работы, оборудования и хода работы см. Содержание / 7 класс / Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов / 4.23. Лабораторная работа. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело / Слайд 1.

Работа учителя со всем классом

            Учитель с помощью LCD-проектора выводит на демонстрационный экран 1-й слайд соответствующей лабораторной работы и знакомит учеников с целями, оборудованием и ходом проведения лабораторных работ. Затем раздает ученикам соответствующее оборудование. Частично оборудование может быть заранее принесено самими учениками. При проведении данных лабораторных работ желательно, чтобы у всех учеников было одинаковое оборудование для облегчения проверки результатов измерений.

Затем учитель, перейдя к слайду 2 соответствующей лабораторной работы ЭП, демонстрирует подробное выполнение данной лабораторной работы.

В конце лабораторных работ учитель предлагает ученикам сделать выводы на основе наводящих вопросов, приведенных во вкладке «В», которые также можно вывести на проекционный экран.

Самостоятельная работа учеников

            Учащиеся наблюдают пошаговое выполнение лабораторной работы учителем на экране и параллельно с этим выполняют соответствующий натурный эксперимент с оформлением результатов в тетради. Если у учеников нет возможности выполнить натурный эксперимент из-за отсутствия того или иного оборудования, то натурный эксперимент можно заменить выполнением соответствующей виртуальной лабораторной работой. В данном случае результаты выполнения эксперимента могут быть распечатаны на принтере и по необходимости вклеены в тетрадь.

            В конце лабораторных работ ученикам также предлагается сделать самостоятельные выводы на основе наводящих вопросов, которые в случае натурного эксперимента учитель выводит  на проекционный экран, а в случае выполнения виртуальной лабораторной работы учащиеся отвечают на эти вопросы в конце лабораторной работы или при переходе на вкладку «В».

Работа учителя со всем классом

Учитель обсуждает с учениками результаты выполнения экспериментов и отвечает на вопросы.