3. Поурочное планирование

3.1. 7 класс

Тема 3. Взаимодействие тел

Урок 36. Сила трения. Трение в природе и технике

Длительность:  1 учебный час

Цели урока:

-        выяснить причины возникновения силы трения;

-        показать возможности уменьшения и увеличения силы трения;

-        показать роль трения в природе и технике;

-        проверить усвоение изученного материала.

Работа учителя со всем классом

На мотивационном этапе и этапе создания нового знания учитель может использовать следующие демонстрационные материалы электронного пособия соответствующего урока:

Рисунки:

-     Уменьшение силы трения.

Модели:

-     Пример действия силы трения на автомобиль.

-     Направление действия силы трения.

-     Причины возникновения силы трения.

-     Виды трения.

-     Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.

-     Измерение силы трения.

-     Роль трения в природе и технике.

Самостоятельная работа учеников

Ученики обращаются к соответствующему уроку электронного пособия (Содержание / 7 класс / Тема 3. Взаимодействие тел / 3.17. Сила трения. Трение в природе и технике). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-9 ЭП). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП) и пройти тесты (вкладка «Т» ЭП), помогающие закрепить пройденный материал (Контрольный этап урока).

Результаты тестов ученики могут посмотреть, обратившись к пункту «Мои результаты» (Меню / Мои результаты / 7 класс / Тема 3. Взаимодействие тел / 3.17. Сила трения. Трение в природе и технике).

Работа учителя со всем классом

            Этап подведения итогов. Учитель обсуждает итоги прохождения тестов, подводит итоги урока и отвечает на вопросы учеников.

Задание на дом

1) Грузовик трогается с места. Какая сила действует на тяжелый ящик, поставленный в середину его кузова? Куда она направлена?

Ответ: Сила трения покоя, она направлена в сторону движения грузовика.

2) Почему, спускаясь на лодке по реке, плывут посередине реки, а, поднимаясь, стараются держаться берега?

Ответ: Скорость течения больше на середине реки. У береговой линии скорость течения меньше из-за трения между слоями воды и дном реки.